Среда, 20.09.2017, 06:47Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта



"Школа Разведчика наконец-то БЕСПЛАТНО раздает 2–й (!) уровень знаменитого курса Пимслера по английскому языку (уроки 31–60)! Спешите получить свой экземпляр курса в оригинальном качестве на странице http://blog.spyschool.ru/2010/02/19/pimsleur_english_2/!”

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файловКаталог файлов
Главная » Файлы » Тексты моих статей » Статьи по денежным отношениям

Возможное лекарство от "голландской" болезни в экономике
[ ] 16.10.2008, 23:59

Константин Утолин

Ирина Никишкина

 

 

Возможное «лекарство» от «голландской болезни»

 

Начиная с примерно 2004 года и по сей день в СМИ и Интернете периодически возникают статьи и дискуссии о том, есть ли в России симптомы проявления т.н. «голландской болезни» (ее еще называют «разоряющим ростом»), как принято называть все случаи сильной зависимости экономики государства от состояния дел в сырьевых отраслях промышленности и мировой конъюнктуры цен на природные ресурсы. Это же происходит сейчас и в России. Очень хорошо сказал об этом академик РАН В.М. Полтерович. Выступая на VIII Международной научной конференции в ГУ-ВШЭ, он отметил: «Россия - типичная страна с плохими институтами и ресурсным богатством».

При этом практически везде говориться, что никаких стандартных рекомендаций по преодолению так называемого «ресурсного проклятия» не существует. Но поскольку известно, что та же Голландия, по имени которой и названо это явление, смогла с ним справиться, то значит это возможно. И в данной статье мы хотим предложить наше видение одного из возможных способов, применимого конкретно для российских условий. А именно –перевод уже существующих, а также создание в Сибири и на Дальнем Востоке России целого ряда новых энерго-металлургических комплексов, снабжение которых электроэнергией будет осуществляться по новому принципу - вместо продажи электроэнергии, т. е. выплат по тарифу за предоставленное количество киловатт-часов, энергетики будут это количество энергии инвестировать, вкладывая в создание конечной продукции металлургов, имея свою долю в прибыли от продажи этой продукции.

Попробуем обосновать это предложение. Экономику России можно условно разбить на два сектора:

- сектор, производящий экспортируемые товары;

- и сектор, производящий товары для внутреннего рынка (товары конкурирующие с аналогичными импортными товарами).

Происходящее в результате роста мировых цен на экспортируемое сырье в отсутствии государственного регулирования укрепление национальной денежной единицы приводит к росту импорта, так как иностранные товары станут относительно дешевыми по сравнению с товарами отечественного производства. В результате наблюдается снижение спроса на отечественную импортозамещающую продукцию. И все больший объем ресурсов естественным образом перенаправляется в экспортный сектор экономики. Вследствие чего экспортный сектор растет, а в импортозамещающем секторе наблюдается спад. Как следствие высокую потребность в товарах и услугах все больше и больше удовлетворяет импорт (включая импорт рабочей силы). Который рано или поздно начинает расти более высоким темпом, чем экспорт. И в результате обрабатывающая промышленность - основа современной экономики, основанной на технологиях - постепенно обрушивается.

Далее - если рост цен на природные ресурсы происходит в мире в целом, то он будет наблюдаться, в большей или меньшей степени, и в экспортирующей ресурсы стране. В результате рост доли продаж ресурсов за рубеж, обусловленный благоприятной конъюнктурой, приводит к снижению поставок на внутренний рынок. Снижение предложения ресурсов внутри страны приводит к росту их внутренней цены. Что вызывает дополнительный рост издержек в импортозамещающих отраслях. И в финале «запал бодрости» быстро испаряется - исчезает динамика и желание, а потом и способность состязаться в области новых технологий.

Кроме того, сверхдоходы в нефтегазовом секторе и расширение государственных социальных расходов совокупно стимулируют внутренний спрос, опережающий производственные мощности экономики. Но если спрос на товары может быть удовлетворен импортом (что тоже хорошо лишь до некоторых пределов), то спрос на услуги, жилье и инфраструктуру может лишь усилить давление на фонд заработной платы и тем самым вызвать структурную инфляцию. Которая постепенно начинает съедать дальнейшее повышение реальных доходов основной части населения. А самые большие куски рентного пирога, которые достаются не народу, а владельцам месторождений и “курирующим” их чиновникам, стимулируют стремительный рост услуг непроизводительного характера, сосредотачиваемых, в основном, в так называемом «люксовом» сегменте - разного рода кутюрье, дизайнеры особняков и ландшафтные дизайнеры, парикмахеры для собак и кошек и т.д. и т.п. «Сладкая» жизнь которых, к тому же, становится предметом PR в СМИ, что создает пример для подражания в некоторой части молодежи, изначально задавая вектор поведения и мотивацию, не адекватные реальным потребностям развития страны. Что является важной проблемой с точки зрения будущего.

Кроме того, в спросе и предложении продукции и услуг госсектора уже сейчас начинает все больше проявляться региональная несбалансированность. Поскольку эти продукты и услуги практически не транспортабельны, то разница в их обеспеченности определяется различиями в региональных бюджетах и достигла уже таких масштабов, что становится значимым риском для целостности страны.

Администрация Президента и Правительство России осознают обозначенные выше проблемы и пытаются решать их путем обозначения готовности производить очень крупные инвестиционные расходы, но на этом пути лечения «голландской болезни» существует большой риск неэффективного использования государственных фондов.

Кроме того, в подобных условиях из высокотехнологичных отраслей и сфер услуг в сырьевые отрасли утекают не только финансовые, а и людские ресурсы, что снижает возможности для развития в этих областях. А поскольку темп роста доходов в экспортном секторе и на госслужбе опережает рост производительности труда, то постепенно привыкающие к этому работники развращаются, теряя стимулы к совершенствованию. И задавая подобный пример молодежи, которая тоже начинает стремиться попасть на работу прежде всего в компании сырьевых отраслей.

А когда природные ресурсы истощаются или цены на них падают, то начинается структурный и валютно-финансовый кризис. И уже сейчас в России помесячные показатели динамики добычи полезных ископаемых, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды уже отрицательные или нулевые!

И хотя правительство РФ разрабатывает ряд программ и мер, направленных на увеличение конкурентоспособности несырьевых отраслей и стимулирование инновационной экономики, но применяемая для этого стратегия состоит, главным образом, из государственных интервенций для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных территорий. При этом мировой опыт проведения подобной политики носит преимущественно отрицательный характер. Если интервенции, направленные на поддержку отдельных секторов, и сыграли конструктивную роль в промышленном развитии Восточной Азии, но в России существует ряд неблагоприятных факторов, препятствующих повторению этого опыта. Наиболее важным из которых является то, что на первом этапе "азиатское чудо" в Японии, Корее и Китае опиралось на низкие трудовые затраты, что и позволяло добиться преимущества в производстве трудоемких товаров. В России же трудовые затраты уже относительно высоки, что свидетельствует о необходимости специализации на отраслях с более высокой добавленной стоимостью.

И хотя в этом году мы наблюдаем ускорившийся по сравнению с предыдущим годом темп роста в перерабатывающей промышленности, но надо понимать, что идет он за счет производств, защищенных от импорта в силу ориентации либо на местную сырьевую и традиционную производственную базу (как стройматериалы, металлы и лес), либо на местные условия эксплуатации и использования (трактора, турбины, грузовые автомобили). Но поскольку эти отрасли требуют поддержания высокого уровня инвестиционных расходов, то это тоже, пусть и в косвенной форме, путь интервенций. Поэтому в нынешних условиях один из способов борьбы с возможным прогрессированием «голландской болезни» заключается в использовании наших энергоресурсов для развития секторов промышленности, являющихся промежуточными между сырьевым (преимущественно экспортным) и несырьевым (преимущественно импортозамещающим) секторами и при этом обладающими как высокими текущими темпами роста, так и большим потенциалом. К числу которых относятся, например, металлургический комплекс и производство минеральных удобрений, выпускающие товары, которые конкурентоспособны на российском и мировых рынках прежде всего потому, что их себестоимость их производства в России сравнительно низка из-за низких внутренних цен на сырье и электроэнергию. Но это не устраивает энергетиков, рентабельность деятельности которых стремительно снижается из-за роста себестоимости производства энергии, определяемого как уже упомянутым выше сокращением поставок на внутренний рынок и, соответственно, росту внутренней цены сырья, в том числе нужного и для энергетиков, так и устареванием оборудования. Которое все чаще приходится закупать за рубежом, потому что отечественное машиностроение уже не может выпускать некоторые типы современного оборудования по целому ряду необходимых технологий. Как же разрешить этот конфликт? Если, конечно, не считать решением повышение внутренних тарифов.

Первым вариантом решения вопроса без существенного повышения внутренних тарифов, который напрашивается, является перевод электроэнергетики в разряд также экспортной отрасли и создание системы двух цен - внешних и внутренних. Чтобы энергетики компенсировали снижение внутренней рентабельности за счет внешних потребителей. При условии жестко государственного регулирования соблюдения компаниями условий поставок на внутренний рынок! Однако если в рамках этой системы двух цен продавать наши электроэнергию и ресурсы на экспорт за доллары, евро или юани, то выигрыш и для государства, и для энергокомпаний будет опять же лишь сиюминутный. Но у России есть способ выиграть стратегически. И способ этот заключается как раз в том, что мы предложили в самом начале статьи - постепенном переводе нашей электроэнергетики со схемы продажи энергоресурсов на новую схему ее использования – поначалу как раз таки преимущественно в упомянутых выше секторах промышленности, являющихся промежуточными между сырьевым и несырьевым секторами - металлургии и производстве минеральных удобрений. При этом впоследствии торговлю конечной продукцией этих отраслей можно будет постепенно перевести на оплату новой валютой, имеющей энергетический эквивалент. Которую Россия сможет эмитировать совместно хотя бы еще одной из стран-партнеров, например, по ШОС. Последнее важно для того, чтобы с самого начала придать новой валюте международный статус. А металлургию как первую отрасль, продукцию которой можно перевести на торговлю за новые деньги, целесообразно взять именно потому, что стоимость электроэнергии в себестоимости конечного продукта предприятий металлургии может составлять от 18% до 70%. И поэтому их продукцию, образно выражаясь, можно назвать овеществленной электроэнергией.

Для реализации данного подхода в качестве первого шага можно предложить пилотный проект по переводу одного из принятых к созданию новых  энерго-металлургических комплексов (например, в Приморье или Амурской области) на снабжение электроэнергией по новому принципу - вместо продажи электроэнергии, т. е. выплат по тарифу за предоставленное количество киловатт-часов, энергетики будут это количество энергии инвестировать, вкладывая в создание конечной продукции, и имея свою долю в прибыли от продажи этой продукции. А может быть государству стоит попробовать это на одном из уже действующих комбинатов, где велика доля участия государства. И поскольку цветные металлы, как уже говорилось выше, являются овеществленной электроэнергией в наибольшей степени, то инвестировать электроэнергию экономически выгодно прежэде всего именно в подобные производства. Кроме того, справедливо, что энергетики станут иметь соответствующую их вкладу долю в прибылях металлургов. А металлурги в такой схеме эффективно хеджируют риски повышения цен на энергоресурсы. Кроме того, в подобной схеме происходит снижение налоговой нагрузки на конечный продукт. Потому что сейчас налоги взимаются сначала при продаже электроэнергии, а потом - еще раз - при продаже произведенного при ее использовании конечного продукта. А в предлагаемой схеме налогообложение вложенной в конечный продукт энергии будет осуществляться один раз - при продаже самого продукта. Одно это снижение налоговой нагрузки, сделанное, заметим, без изменения налоговых ставок, уже может позволить снизить себестоимость продукции, производимой по предлагаемой схеме, что повысит ее конкурентоспособность на мировых рынках, а также доступность для внутренних потребителей.

Внедрение подобного подхода на первом же этапе приведет также к заинтересованности и металлургов, и энергетиков в перевооружении производства и снижении издержек. Металлургов потому, что они захотят снизить долю участия энергетиков в прибыли. Сделав это за счет не только внедрения энергосберегающих технологий, но и создания новых производств, создающих продукцию со все более высокой добавленной стоимостью, доля энергетической составляющей в себестоимости которой будет ниже, чем в сырье. Энергетики же, естественно, будут стремиться сохранить или увеличить прибыль, для чего им придется внедрять новые технологии экономии при передаче, а также снижать издержки на старых мощностях и вводить в строй новые генерирующие мощности с более низкой себестоимостью производства энергии. Также это может стать мощным дополнительным стимулом для развития технологий в области альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий. И все это вместе взятое неминуемо приведет к повышению эффективности работы системы металлургическое предприятие-поставщик энергии в целом, как единого комплекса. И одновременно позволит России сфокусировать свой научный потенциал на этих направлениях. С радикальным увеличением вложений в НИОКР и инновации, включая фундаментальные науки и инновационно-активные предприятия.

При этом на этапе перехода от старой системы оплаты к новой у энергетиков неизбежно возникнет разрыв в денежном потоке на период от 3-х до 6 месяцев - в зависимости от отсрочек в платежах покупателей готовой продукции, а также оговоренного периода распределения прибыли. Для ликвидации этого разрыва существуют известные финансовые инструменты и способы. И, в частности, могут использоваться механизмы связанного инвестирования или льготного кредитования всех проектов, связанных с внедрением предложенного выше подхода. Но выделять такие кредиты и инвестиции нужно лишь энергосистемам, включаемым в эту схему. Заодно такое их, причем произошедшее в силу естественно возникших потребностей сразу и энергетиков и металлургов, использование на длительный период позволит притормозить и инфляцию, и дальнейшее укрепление рубля. А заодно стимулированное промышленной необходимостью развитие ресурсосберегающих технологий приведет к их более широкому использованию и в сфере ЖКХ.

На данный момент наиболее эффективным для создания пилотного проекта по реализации изложенного выше плана представляется создание подобного энерго-металлургического комплекса на базе какого-либо совместного предприятия (например, российско-монгольского, где со стороны Монголии будет ЭРДЭНЭТ, а со стороны России - АО «Иркутскэнерго», а также, в будущем, Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса и Богучанского электрометаллургического объединения (БЭМО). Помимо описанных выше общих выгод этот проект позволит реанимировать и очень выгодный для России проект объединения энергосистем стран Северо-Восточной и Центральной Азии. Во-первых, проведенные еще в 2000-2002-м годах исследования показали высокую потенциальную эффективность международной энергетической кооперации для каждого ее участника. А во-вторых, Россия заинтересована в этом, поскольку создание подобной структуры окажет благотворное влияние на общее экономическое и социальное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. А также позволит использовать интеллектуальный потенциал отечественных специалистов, имеющих опыт в области создания и эксплуатации мощных и сложных энергетических инфраструктур на территориях большой протяженности.

Кроме того, успешная реализация проекта по созданию энерго-металлургического комплекса, базирующего свою деятельность на изложенном выше подходе, создаст необходимую предпосылку и хороший прецедент для реализации идеи создания новой мировой валюты на базе энергетического стандарта ее обеспечения. Поэтому на втором этапе развития данного проекта можно будет начать постепенно вводить оплату за часть конечной продукции не долларами, евро или юанями, а специально созданной клиринговой валютой, расчетным эквивалентом которой будет, например, киловатт-час. Т.е. в качестве ее обеспечения будут выступать энергетические ресурсы (возможно, с учетом КПД их использования для добычи и переработки металлов, из которых производится продукция). Впрочем, подробное рассмотрение этого проекта выходит за рамки данной статьи.

Все описанное выше вместе взятое способно повысить конкурентоспособность России на мировом рынке и способствовать внедрению технологий, обеспечивающих успех инновационной стратегии развития. Кроме того, реализация предложенного плана позволит в полной мере воплотить в жизнь идею «энергетической сверхдержавы», использовав весь имеющийся для этого у России и стран ШОС потенциал. Заодно дав России возможность поставить перед собой амбициозные задачи по развитию новых энергетических технологий и добиться статуса глобального лидера по их внедрению
Категория: Статьи по денежным отношениям | Добавил: utolin-k-v | Автор: Константин Утолин
Просмотров: 1687 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
2  
киви кидала номера киви на которые переводились деньги и не получались заявленные услуги:
+79095558273 кидала
89095558273 кидала
+7(909)555-82-73 кидала
Ложите деньги на свой страх и риск, человек очень хорошо обрабатывет жертв посретством СМС общеня

Заявление по деятельности мошенника также передано в прокуратуру новосибирской области, в которой и зарегисрированы симкарты телефонов
также написана петиция в сервис киви

1  
[url=http://tips2sports.com/]онлайн игра герои и деньги
[/url]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |